Важно знать

Экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты увеличится с 1 марта

С 1 марта 2011 года в России экспортная пошлина на нефть увеличится на $18,4, или на 5,4% и будет составлять $365 за тонну против нынешних $346,6. Пошлина на льготные поставки нефти Северного Каспия и Восточной Сибири будет увеличена до $150,4 за тонну против нынешних $137,6. Постановление правительства РФ о повышении экспортных пошлин опубликовала "Российская газета", оно вступает в силу с 1 марта 2011 года. При этом резко снижается экспортная пошлина на «попутную нефть» из сжиженных углеводородных газов – с нынешних $198,8 за тонну до $161,8 (на 24,5%). Одновременно повышаются и экспортные пошлины на нефтепродукты, на светлые нефтепродукты она будет составлять 67% от общего размера пошлины на сырую нефть, на темные – 46,7%. Вопрос о повышении экспортных пошлин как об очередной антикризисной мере для пополнения бюджета неоднократно обсуждался в правительстве, в феврале нынешнего года с предложением установить приведенные выше ставки вывозных пошлин выступило Минэкономразвития.

Основные характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо обладает рядом характеристик, которые в совокупности определяют его качество и эффективность работы. Эти характеристики, одинаково важные, способствуют выполнению определенных функций дизельного топлива в процессе сгорания. Рассмотрим некоторые из них.

Цетановое число

Это показатель, характеризующий способность дизельного топлива к воспламенению, после того, как произойдет впрыск в камеру сгорания двигателя. Таким образом, это число определяет период задержки воспламенения от момента впрыска в цилиндр и до начала горения. Чем этот показатель выше, тем легче воспламеняется топливо, тем меньше задержка и, соответственно, тем более плавно и равномерно горит топливно-воздушная смесь. По отечественному стандарту, цетановое число дизельного топлива должно составлять не менее 45. В Европе этот показатель равен 51, в Японии — 50.

Что касается нашей страны, то можно отметить довольно интересный факт: цетановое число дизельного топлива напрямую зависит от суммы акцизного налога. Это означает, что само государство не склонно к поощрению производства высококачественного топлива.

Фракционный состав

Иногда, для улучшения низкотемпературных качеств, дизельное топливо разбавляется более легкими фракциями нефти, с более низкой температурой кипения, например керосином. Использование такого топлива повышает его расход и снижает мощность двигателя, что приводит к их более жесткой работе и сокращению ресурса. Особенно критично реагируют на разбавленное топливо турбодизельные двигатели с непосредственным впрыском.

Вязкость топлива

Этим параметром определяется мера «жирности», консистенция дизельного топлива. Именно от него в конечном итоге зависит нормальное протекание процесса сгорания топлива. Данный процесс, как известно, должен идти как можно более равномерно. Температура сгорания во всех областях камеры должна быть одинаковой, без «горячих» и «холодных» зон.

Переход на менее вязкое топливо имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Для обеспечения равномерного смазывания деталей топливной аппаратуры, коэффициент вязкости дизтоплива должен быть не ниже 1,3 сСт. Слишком жидкое топливо является недостаточно вязким, чтобы служить для смазки деталей топливного насоса, а это может привести к выходу его из строя.

Содержание серы

Это основной экологический показатель топлива. Продукты, образуемые при сгорании серы, взаимодействуя с водой, образуют кислоты. Излишнее содержание серы может причинить ущерб двигателю, провоцируя коррозию металла и образование твердых отложений. По ГОСТу, содержание серы в дизельном топливе должно быть не более 0,2%. В странах Европы — не более 0,05%.

Коэффициент фильтруемости

Это один из самых важных параметров. Именно он характеризует наличие в топливе воды, механических примесей, парафинов и смолистых веществ, которые могут отрицательно влиять на надежность и эффективность топливной аппаратуры. Этот коэффициент определяется степенью засорения бумажного фильтра путем пропускания сквозь него небольшого количества топлива при атмосферном давлении. По ГОСТу РФ, коэффициент фильтруемости дизельного топлива должен составлять не менее 3,0, а у высококачественного топлива — не более 2,0.

Наличие посторонних примесей

В топливе изначально допускается наличие некоторых посторонних веществ (например, серы). Также они могут появляться после переработки нефти. В топливе могут размножаться даже бактерии и микроводоросли. Однако, при большой их концентрации, это может привести к засорению топливной системы и выходу из строя форсунок и насосов.

Кроме этого, отрицательное влияние на качество дизельного топлива оказывают парафин и твердые частицы, такие как пыль. Поэтому необходимо тщательно соблюдать правила эксплуатации топливных заправщиков.

Зимнее дизельное топливо: настоящее или подделка?

В холодное время года именно температурные свойства дизельного топлива являются основным критерием его применимости. При этом главная проблема — это парафины, присутствующие в топливе всегда, в большей или меньшей концентрации. Из-за охлаждения они твердеют и выпадают в осадок. Именно такое состояние зрительно воспринимается как помутнение ДТз. Само по себе оно не опасно, однако если охлаждение будет продолжаться, это чревато агломерацией — срастанием парафиновых молекул между собой. Когда их диаметр достигнет размера микропор очистного фильтра, он будет полностью заблокирован парафиновым гелем. А значит, дизтопливо к двигателю больше не сможет поступать.

Температура предельной фильтруемости — именно так называется температура, при которой происходит данный процесс. Как же отреагируют нефтепродукты при дальнейшем охлаждении? Как и любая другая жидкость, дизельное топливо неизбежно замерзнет. При этом оно перейдет в твердое агрегатное состояние.

Таким образом, качество дизельного топлива при низких температурах зависит от трех параметров: температуры помутнения, температуры застывания и температуры предельной фильтруемости. Именно последний показатель играет решающую роль для системы питания в двигателе. Остальные, конечно, тоже немаловажны, однако даже при начальном помутнении топлива, оно все еще будет способно поступать в микропоры фильтра. А значит, мотор будет стабильно работать.

Задача понижения данной температуры фильтруемости решается путем введения в дизельное топливо так называемых депрессорных присадок, которые ограничивают рост агломератов парафина. Благодаря этому, температура фильтруемости снижается до -15 градусов. В таком топливе концентрация керосиновых составляющих, как правило, более высока.

В этом свете становится актуальной такая проблема, как смесь летнего топлива, или ДТл, с керосином. Такая «бодяга», в пропорциях чуть ли не 1:1, гордо носящая звание дизельное топливо, оптом появляется на рынках традиционно, в зимнее время. Причем на такие поддельные нефтепродукты цена иногда практически равняется настоящему дизельному топливу.

Однако дизельное топливо, разбавленное керосином, практически теряет свои основные смазывающие свойства. А это неизбежно приводит к износу и скорому выходу из строя топливной аппаратуры. После целого сезона работы на этом топливе, двигатель, как правило, отправляется на полную переборку. Причем затраты на ремонт в разы превышают сомнительную экономию от выгоды при покупке дешевого дизельного топлива.

Печное топливо: технические характеристики и сфера применения

Печное топливо производится из дизельных фракций путем прямой перегонки, а также вторичного происхождения — из дистиллятов коксования, каталического и термического крекинга. По своему фракционному составу это топливо может быть тяжелее дизельного. При его изготовлении цетановое и йодное число не нормируются, как и температура помутнения. Для увеличения низкотемпературных характеристик печного топлива на промышленном уровне используются различные депрессорные присадки, получаемые путем синтеза винилацетата с сополимером этилена.

Сфера применения печного топлива — стационарные паровые котлы, промышленные печи, и т.д. Кроме этого, тяжелые типы моторного топлива применяются в энергетических судовых установках. К котельному топливу относятся топочные мазуты 40 и 100, к моторному — флотский мазут Ф-5 и Ф-12. Все эти виды топлива регулируются стандартом ГОСТ 10585-99.

Предназначено печное топливо, прежде всего, для отопительных установок малой мощности, расположенных в жилых помещениях. Используется оно и в области сельского хозяйства — в среднемощных теплогенераторах, с целью приготовления кормов, сушки фруктов и зерна, консервирования.

Для нормальной работы на печном топливе нужно сохранять его в тепле, в противном случае произойдет увеличение вязкости. Также необходимо следить за температурой уходящих газов при сжигании печного топлива. Они не должны конденсироваться в трубах и котлах, так как в это топливо отличается высоким содержанием серы. Для работы с печным топливом лучше запастись дополнительным топливным насосом, а также запасными форсунками.

Во время сжигания топлива в котлах происходит активное образование шлака, поэтому следует регулярно очищать и котел, и горелку. Кроме этого, при нагреве в котле откладывается «накипь», поэтому при наличии подогревателя топлива, его лучше отключить.

Сегодня печное отопление получило широкую популярность в различных странах и успешно применяется уже на протяжении многих столетий. При сгорании топлива в печи выделяется тепло, которое передается в помещение сквозь стенки газоходов и топливника. В области современного печного отопления выделяют печи периодического действия и непрерывного (длительного) горения. Первые топятся 1-2 раза в сутки с перерывами, вторые загружают достаточным количеством топлива и топятся в течение нескольких суток. В таких печах используют лишь определенные разновидности топлива: брикетированное, жидкое, и т.д.

Нефть и нефтепереработка

Нефть — это жидкое горючее полезное ископаемое, которое образовалось из остатков крошечных морских организмов, живших миллионы лет назад. По мере отмирания эти организмы накапливались на дне океанов слой за слоем. С течением времени под давлением вышележащих слоёв, воздействием бактерий и высоких температур они превратились в сырую нефть. Более половины мировых запасов нефти находится на Ближнем Востоке.

По внешнему виду и консистенции сырая нефть варьируется от светло-желтой маслянистой жидкости до чёрной вязкой смолистой массы. Нефть представляет собой сложную смесь химических соединений, главным образом углеводородов. В результате её переработки получают так называемые нефтепродукты.

Наиболее важные из нефтепродуктов — бензин, реактивное и дизельное топливо. Помимо них к продуктам нефтепереработки относят различные смазочные материалы, лекарственные препараты, красители, нейлон и полиэфирные волокна, различные пластмассы и полимеры, растворители, синтетическая резина и воски.

Поиск и добыча нефти

Поиск нефти называют нефтеразведкой. Извлечение нефти из природных хранилищ называется нефтедобычей. Поскольку нефть легче воды, её капли поднимаются сквозь поры в породах, пока им не преградит дорогу непроницаемый слой. В таких местах-ловушках и возникают месторождения нефти.

Геологам известно строение горных пород, в которых обычно залегает нефть. Исследователи разрабатывают все новые методы разведки перспективных месторождений нефти. Один из них состоит в том, что сверхчувствительные приборы, установленные на поверхности, улавливают колебание подземных горных пород, вызванные взрывом. Распространение взрывной волны фиксируется датчиками. На основе анализа полученных данных специалисты определяют строения горных пород. Если датчики указывают на возможное залегание в данном месте нефти, бурят несколько пробных скважин. В случае положительной пробы, подтверждающей наличие нефти, сооружается буровая установка.

Единица нефтедобычи — баррель. Один баррель равен примерно 159 л. Современные мировые объёмы нефтедобычи — 25 млрд баррелей в год. Эксперты предполагают, что в земной коре находится от 1,5 до 2 трлн баррелей нефти.

Переработка нефти

Сырая нефть попадает на нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводам или перевозится с помощью танкеров. На заводах для разделения нефти на смеси продуктов с близкими температурами кипения используют процесс фракционной перегонки. Выделенные смеси подвергаются дальнейшей переработке, чтобы получить из них различные виды топлива и сырья для химической промышленности.